Уральский механический завод - надёжные и выгодные коленчатые валы для двигателей ММЗ
Вчера Уральский механический завод впустил в свои цеха журналистов. Первый заместитель директора завода Виктор Смирнов рассказал о своём предприятии.
— Старожилы города с ностальгией вспоминают времена, когда Уральск был промышленным городом: работали завод «Землячка», кожсырьевой, меховой комбинаты, а оборонные предприятия гремели на весь Союз. А что сейчас с Уральским механическим заводом?
— Мы продолжаем оставаться машиностроительным предприятием. Сейчас у нас устойчиво функционирует производство коленчатых валов для тракторов. В 2013-2014 годах мы полностью провели модернизацию цеха и ввели в производство еще четыре новых модификаций коленчатых валов.
Изначально коленчатый вал — это наш бренд, мы его сохранили с советских времен, и он позиционируется по-прежнему, как «Уральский механический завод». Все переименовали свои предприятия: «Зенит», «Металлист», они потеряли торговую марку, а мы — нет. И развиваем производство. В год мы продаем в пределах 10 тысяч коленчатых валов.
— Как вам это удается?
Совсем недавно мы юридически оформили наш товарный знак, подтвердили качество продукции сертификатами, в том числе и «ISO 9001:2008».
Кроме этого, за последние 5-6 лет мы освоили и наладили капитальный ремонт и изготовление запасных частей узлов и деталей нефтегазового бурового оборудования.
Мы производим большой набор строительных материалов: профилированные листы, брусчатку, строительный камень, пластиковые окна, мрамор из бетона и многое другое. И это все за счет собственных средств.
— Куда реализуется ваша продукция?
— По коленчатым валам — до 90% уходит в Россию и Белоруссию. В пределах Казахстана — до 10% .
Что касается нефтегазового оборудования — только на территории РК, строительные материлы — на территории нашей и соседней областей.
— Почему 90 процентов продукции уходит за рубеж?
— В Белоруссии Минский тракторный завод — это крупнейшее предприятие. Оно входит в пятерку тракторостроительных заводов мира. Вот там и в других странах, производящих большой парк тракторов, есть спрос на наши запасные части.
Однако, как я уже говорил, мы выпускаем еще три новых вида коленчатых валов, которые задействуют в двигателе не только на тракторах, но и на другой технике: грузовых автомобилях, автобусах, экскаваторах и т. д. Но, к глубокому сожалению, наши казахстанские потребители отдали предпочтение китайскому, очень дешевому и ненадежному коленчатому валу. Если мы делаем из стали — ремонтнопригодный, долговечный, который работает десятилетиями, то китайцы производят его из чугуна, т. е. он одноразовый, но в два раза дешевле нашего. Но в условиях рыночных отношений они имеют на это право.
— УМЗ может покрыть запросы нефтяных компаний? Взять, к примеру, Карачаганак?
— У нас есть ремонтно-инструментальный цех, на котором наши специалисты могут отремонтировать любое железо. И мы можем отремонтировать любое их оборудование, но КПО не хочет с нами работать. В соглашении консорциума с нашим государством прописано, что они действуют по законам американского нефтяного института: они ничего ремонтировать не будут, а им будут привозить, и они за наши деньги поставят новое оборудование.
Мы ремонтируем американское, французское, китайское и российское оборудование, но именно Карачаганку это не нужно. Они привозят и ставят новое.
Сейчас в этой части вопрос казахстанского участия государством продвигается, но иностранцы этому, уверяю вас, достаточно активно сопротивляются. Вот их обслуживает «Казбургаз», а мы выполняем заказы «Казбургазу», а также «Казмунайгазу», «Жайыкмунайгазу», мы работаем с Атырау, Актау, Жанаозенем, но именно Карачаганак отказывается с нами работать.
— А кто работает в ремонтно-инструментальном цехе?
— Наши самые высокопрофессиональные специалисты. Они могут ремонтировать любое железо до 7 метров длиной и весом до нескольких тонн.
Этот цех — наш новый проект, он позволит выполнить прихоти любой нефтяной компании, коммунальных предприятий и т. д. Например, нам сделали заказ «Атырауские тепловые сети». Всё коммунальное хозяйство Атырау по обеспечению теплом и горячей водой ремонтируется у нас.
— «Жайыктеплоэнерго» работает с вами?
— А «Жайыктеплоэнерго» не считает нужным с нами сотрудничать. Водоканал, Спецавтобаза и другие коммунальные службы с нами работают.
— Государство вам оказывает помощь?
— От государства нам нужны госзаказы.
— Какие?
— Любые: по линии железной дороги, по обустройству дорог, строительству и многому другому. Вы поймите, машиностроение — это очень широкая сфера, она охватывает всё. С точки зрения металлообработки мы умеем многие вещи делать, достаточно точные, габаритные и ответственные.
— А частные предприятия приходят к вам с предложениями, проектами?
— У нас много предложений, но все они на стадии проектов: это и автобусная тема, и пожарная, и производство ограждений и т.д. Но того, чтобы пришли инвесторы на серьезный промышленный проект — такого нет. Все хотят немножко поживиться, а мы очень точно и четко высказываем свою позицию на этот счет.
— Какая у вас позиция?
— У нас есть готовые помещения, имеющие полное инфрастуктурное обеспечение, начиная от социально-бытовой сферы, заканчивая обеспечением электроэнергией, краноподъемным хозяйством, подъездными путями и всем остальным — а это 50% бизнеса.
Чтобы построить такое сооружение, как в Аксае или в пригороде Уральска, нужны колоссальные затраты, а у нас это есть. Мы во многих проектах участвуем, но пока договориться не удалось.
«На заводе работает 140 человек. У нас уже много лет нет сокращений, люди уходят на заслуженный отдых, переезжают. Мы на их место подбираем молодых людей. У нас нет отпусков без содержания, снижения зарплаты, задержки ее. Речь может идти только о повышении зарплаты» — В. Смирнов.
Замира Космурзиева, фото Рауля Упорова
(с)