Ремонт трактора: что делать, если колёса трактора "рыскают".
В этом случае снимают крышку распределителя и регулируют упорные подшипники золотника сферической гайкой. Ее затягивают (рис. 1) моментом неболее 20 Н•м (2 кгс•м), а затем отпускают до совпадения ближайшей прорезина гайке с отверстием в резьбовой части червяка и шплинтуют.
Рис. 1 - Затяжка сферической гайки динамометрическим ключом.
Если колебание колес значительно уменьшилось, но не исчезло совсем, то регулируют шарниры рулевых тяг. Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг производится через каждые 1000 ч работы трактора. Проверку шарнирных соединений производят покачиванием от руки или поворотом рулевого колеса.
Чтобы отрегулировать шарнирное соединение рулевой тяги, проделайте следующее:
а) отсоедините контровочную проволоку 33 (см. рис. 2) от наконечника;
б) заверните гаечным ключом пробку 32 так, чтобы устранить, зазор в шарнирном соединении;
в) законтрите пробку контровочной проволокой.
Рис 2 - Передняя ось трактора.
1 — колпак; 2 — гайка; 3 — ступица; 4 — ролико-подшипник; 5 — защитная обойма; 6 — уплотнительная манжета; 7 — тарельчатые пружины; 8 — левая поворотная цапфа; 9 — нижнее уплотнение; 10, 23 — шайбы; 11 — шарикоподшипник; 12 — пружина; 13 — выдвижной кулак; 14, 34 — втулки, 15 — защитный кожух; 16 — поворотный рычаг; 17 — кронштейн крыла; 18, 19 — гайка, пружинная шайба; 20 — трубчатая балка, 21, 24 — пальцы; 22 — ось кача ния; 25 — труба рулевой тяги; 26 — контргайка; 27 — защитный чехол; 28 — шаровой палец; 29 — вкладыш верхней; 30 — наконечник рулевой тяги; 31 — вкладыш нижний; 32 — пробка регулировочная; 33 — контровочная проволока.
Кроме того колебания (виляния) передних направляющих колес может происходить вследствие повышенного люфта в конических подшипниках передних колес.
Регулировка подшипников ступиц передних колес трактора.
Подшипники ступиц передних колес следует регулировать через каждые 1000 ч работы трактора. Однако если в процессе эксплуатации обнаружится осевое смещение колеса, его надо незамедлительно устранить, так как это приводит к ускоренному износу шин, вызывает поломку подшипников.
Нормальный осевой зазор в подшипниках находится в пределах 0,08 - 0,20 мм.
Для его определения приподнимите колесо и покачайте его в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости вращения.
Определив повышенный зазор или затрудненное вращение колеса, произведите регулировку подшипников в такой последовательности:
- отвинтите болты и снимите колпак 1 (см. рис. 2);
- расшплинтуйте и ослабьте (на 1/8 оборота) гайку 2;
- толкнув поддомкраченное колесо рукой, проверьте насколько свободно оно вращается (при тугом вращении выявите и устраните неисправности — заедание манжеты, поломки подшипника и т.д.);
- проворачивая колесо от руки, затяните его до появления повышенного сопротивления вращению колеса, а затем отвинтите гайку лишь настолько, чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в полуоси;
- проверьте легкость вращения колеса;
- зашплинтуйте гайку, установите на место колпачок, предварительно наполнив его смазкой.
Причиной колебания (виляния) передних направляющих колес может также быть нарушена сходимость передних колес.
Регулировка сходимости передних колес.
Сходимость передних колес при заводской регулировке устанавливается в пределах 2-6 мм (для МТЗ-80), 4-8 мм для тракторов с ПВМ.
Периодически через каждые 500 ч работы, а также при каждом изменении колеи передних колес проверяйте и при необходимости регулируйте сходимость колес. Перед проверкой обязательно отрегулируйте зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг.
Регулировку сходимости колес производите в следующем порядке:
а) установите трактор на горизонтальную площадку с твердым покрытием;
б) установите сошку 10 (рис. 3) в среднее положение, для чего подожмите до упора щуп на датчике автоматической блокировки дифференциала и, поворачивая рулевое колесо, установите его в положение, когда щуп максимально утоплен;
в) проверьте, чтобы корпуса конических пар (для тракторов с ПВМ) или поворотные кулаки (для тракторов МТЗ-80) были выдвинуты на одинаковую длину Б (рис. 3) соответственно из корпуса переднего моста и трубы передней оси;
г) отрегулируйте левую и правую рулевые тяги, удлинив или укоротив их на одинаковую величину, для чего отпустите контргайки 3, 5, 6, 8, вращая левые и правые трубы, и установите необходимую длину;
д) определите сходимость колес, для чего замерьте расстояние (замер Г) между внутренними закраинами обода колес впереди (на высоте осей колес) и сделайте отметки мелом в местах замера. Затем проедьте на тракторе вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замерьте расстояние между отмеченными точками (замер В). Второй замер должен быть больше первого, разница между вторым В и первым Г замерами равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 2 - 6 мм (4 - 8 мм для ПВМ).
Рис 3 - Схема регулировки сходимости передних колес трактора.
1, 9 — колеса трактора; 2 — передняя ось; 3, 5, 6, 8 — контргайки; 4, 7 — трубы рулевых тяг; 10 — сошка
При необходимости произведите регулировку сходимости изменением длины рулевых тяг. При этом левую и правую тяги удлиняйте или укорачивайте на одинаковую величину;
е) снова проверьте установку сошки 10 (рис. 3) в среднее положение (по щупу на датчике АБД) и разность замеров Г и В (рис. 3);
ж) законтрите трубы рулевых тяг после окончательной регулировки сходимости колес.
Редко происходит колебания (виляние) передних направляющих колес вследствие увеличенного осевого перемещения поворотного вала гидроусилителя. Эта неисправность устраняется с помощью регулировочного болта на крышке гидроусилителя. После регулировки не забудьте зафиксировать болт контгайкой.
Виляние передних направляющих колес может быть и следствием ослабленой затяжки гаек крепления сошки или поворотных рычагов. Указанные гайки необходимо затянуть.