Техническое обслуживание дизеля Д-243
Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243
При замене масла в картере дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняйте следующие рекомендации:
- заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
- заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки;
- проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;
- замену масла в картере двигателя производите через 500 ч. (при ТО-2).
- Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя Д-243
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора МТЗ-82 и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.
Регулировку клапанов Д-243 производите в следующем порядке (рис. 1):
- снимите колпак крышки головки цилиндров;
- проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
- установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);
- отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3.
- После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу.
- Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.
Рис. 1 - Регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-82
Допускается регулировка клапанов Д-243 другим способом:
- снимите колпак крышки головки цилиндров;
- проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
- проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан — заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);
- проверните коленвал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.
После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При перепроверке на холодном двигателе допускаются зазоры 0,20...0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.
Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-243
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:
Рис. 2
- снимите колпак и крышку головки цилиндров;
- снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 2. Момент затяжки должен быть 19-21 кгсм (190-210 Нм);
- после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами.
- Установите на место крышку головки и колпак крышки.
Рис. 3
Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра Д-243
Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере двигателя МТЗ-82.
Очистку ротора производите в следующей последовательности:
- отверните колпачковую гайку 1 (рис. 3) крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;
- между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 3). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;
- с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;
- при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;
- соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор; гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 нм);
- проверьте работу центробежного масляного фильтра. После остановки дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.
Промывка фильтра предварительной очистки масла Д-243
После обкатки трактора МТЗ-82 и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 4) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.
Рис. 4
Промывка набивки сапуна
Набивку сапуна дизельного двигателя МТЗ-82 промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом.
Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.
Регулировка сливного клапана центрифуги
При работе дизеля МТЗ-82 на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла.
Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 5), предварительно сняв резьбовую пробку.
Рис. 5
Операции технического обслуживания системы охлаждения Д-243
При ТО системы охлаждения двигателя МТЗ-82 придерживайтесь следующих рекомендаций:
- поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
- следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;
- содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
- натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;
- при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;
- в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.
Техническое обслуживание воздухоочистителя
Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля Д-243, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности.
Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 6):
- снимите с двигателя МТЗ-82 воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
- очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;
- заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
- проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;
- при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем — фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец — фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.
Рис. 6
В случае отсутствия на тракторе МТЗ-82 или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла.
В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки.
При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д".
Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Д-243
Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 7) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива.
Рис. 7
Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 8):
- закройте краник топливного бака;
- снимите болты 1 крепления стакана 3;
- снимите стакан 3;
- отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
- снимите рассеиватель;
- промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.
Рис. 8
После сборки фильтра заполните систему топливом.
Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-243
Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 9) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива.
Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 9):
- закройте кран топливного бака;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
- отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
- промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
- установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;
- откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.
Рис. 9
Заполнение системы питания топливом и удаление воздуха
Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 10) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива.
При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки.
Рис. 10
Проверка и регулировка форсунки Д-243
Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде.
Проверка на дизеле угла начала подачи топлива насосом
При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом.
Проверку угла производите в следующей последовательности:
- установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);
- проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
- выверните установочный болт 1 (рис. 11) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик.
При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.
Рис. 11