Электрооборудование трактора МТЗ-320
На минитракторе МТЗ-320 Беларус установлено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.
Состоит из источников электроэнергии, средств запуска двигателя, контрольно-измерительных приборов, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, коммутационной аппаратуры и вспомогательного оборудования.
Приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме, функцию второго провода выполняют металлические части трактора ("масса"), с которой соединены отрицательные клеммы приборов электрооборудования.
Источником электроэнергии на тракторе МТЗ-320 Беларус являются:
- аккумуляторная батарея GB1 напряжением 12 В, емкостью 88 Ахч;
- генератор G1 переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения.
Номинальное напряжение генератора 14 В, мощность номинальная 630 Вт.
Выключатель массы QS1 предназначен для отключения аккумуляторных батарей.
Система запуска двигателя состоит из:
- электростартера M2 мощностью 2 кВт с дистанционным включением;
- реле стартера K2;
- реле блокировки стартера K1;
- свечей накаливания EK1;
- электронного регулятора накаливания свечей KK1 с датчиком температуры регулятора накаливания SK2;
- выключателя стартера и приборов SA2;
- электроостанов двигателя A1.
Приборы освещения и световой сигнализации МТЗ-320.4 Беларус включают:
- дорожные фары E1, E2 (Е7, Е8) с ближним и дальним светом;
- задние рабочие фары Е4, E6;
- передние фонари HL1, HL2 (указатели поворотов и габаритные огни);
- задние фонари HL3, HL4 (указатели поворотов, габаритные огни и стоп-сигналы);
- фонарь освещения номерного знака Е5;
- выключатель аварийной световой сигнализации SB1;
- лампы подсветки приборов щитка;
- прерыватель указателей поворотов KH1;
- включатель задних рабочих фар SA3;
- центральный переключатель света SA6 (включение габаритных огней, подсветки приборов, фар);
- подрулевой переключатель SA5 (включение указателей поворотов и звукового сигнала, переключение ближнего и дальнего света дорожных фар).
К приборам контроля за работой систем минитрактора МТЗ-320 Беларус относятся:
- тахоспидометр P1, показывающий транспортную скорость трактора, обороты двигателя и ВОМ, общее время работы двигателя;
- указатель уровня топлива P2;
- указатель давления воздуха в баллоне пневмопривода P3;
- блоки контрольных ламп HG1, HG2; сигнализирующие об аварийных режимах или работоспособности отдельных узлов (систем) трактора.
Датчиками контрольно-измерительных приборов и индикаторов аварийных режимов или работоспособности узлов и систем трактора МТЗ-320.4 Беларус являются:
- датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости в двигателе SK1;
- датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя SP2;
- датчик индикатора предельной засоренности воздушного фильтра двигателя SP1;
- датчик давления воздуха в баллоне пневмопривода BP1;
- датчик аварийного давления воздуха в баллоне пневмопривода SP3;
- выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза SB3;
- выключатель "стоп-сигнала" SB4;
- датчик указателя уровня топлива BN1.
Выключатель блокировки запуска двигателя SA7 предназначен для исключения возможности запуска двигателя при включенной передаче.
Потребители электроэнергии и их цепи защищены предохранителями (блоки предохранителей F1, F2, F3).
В случае если трактор не комплектуется узлами пневмопривода, вместо указателя давления воздуха P3 устанавливается указатель напряжения P4.
Электрооборудование минитракторов МТЗ-320 Беларус с кабиной включает:
- стеклоочиститель M3 с включателем SA1;
- плафон освещения кабины E3;
- стеклоомыватель М1 с включателем SB2;
- отопитель M2 с добавочным сопротивлением R1 и переключателем SA4.
Регулировка дорожных фар
Регулировку фар производите в следующем порядке:
- произведите разметку экрана. При этом линию центров фар А-А нанесите на экране на расстоянии, равном высоте расположения центров фар над уровнем грунта, а линии B-B1 и E-E1 на расстоянии С (размер между центрами фар по горизонтали). Расстояние измерьте непосредственно на тракторе. Давление воздуха в шинах при этом должно соответствовать рекомендуемым нормам;
- установите трактор на ровной горизонтальной площадке перпендикулярно к экрану на расстоянии 10 м от него до рассеивателей передних фар, причем продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии O-O1;
- включите ближний свет и отрегулируйте сначала положение одной фары (закройте другую темной тканью), потом другой, предварительно ослабив их крепление на кронштейне.
Неисправности электрооборудования МТЗ-320 Беларус
Аккумуляторная батарея имеет низкую степень заряда (горит контрольная лампа индикатора заряда батареи при работающем двигателе)
Низкий уровень регулируемого напряжения - Замените регулятор напряжения генератора (в специализированной мастерской).
Увеличено переходное сопротивление между клеммами аккумуляторной батареи и наконечниками проводов вследствие ослабления или окисления - Зачистите клеммы соединений, затяните и смажьте неконтактные части техническим вазелином. Подтяните крепление выключателя «массы» и перемычки «массы».
Неисправен генератор (отсутствует напряжение на клеммах) - Направьте генератор в специализированную мастерскую для ремонта.
Неисправна аккумуляторная батарея - Замените батарею.
Пробуксовка приводного ремня - Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.
Аккумуляторная батарея «кипит» и требует частой доливки дистиллированной воды
Высокий уровень регулируемого напряжения - Замените регулятор напряжения генератора.
Неисправна аккумуляторная батарея МТЗ-320.4 - Замените.
При включении стартера не проворачивается коленчатый вал дизеля или вращается очень медленно
Слабая затяжка клемм аккумуляторной батареи или окисление наконечников проводов - Зачистите наконечники и затяните клеммы.
Разрядилась аккумуляторная батарея ниже допустимого предела - Зарядите или замените аккумуляторную батарею.
Неисправен стартер - Направьте стартер в специализированную мастерскую для ремонта.
Сработало блокирующее устройство запуска двигателя или неисправен его выключатель - Установите рычаг КПП в нейтральное положение, проверьте работу выключателя блокировки.
Двигатель не подготовлен к пуску при температуре ниже -15С - Подготовьте двигатель к пуску при низких температурах.