Компрессор трактора МТЗ-80
Компрессоры по подсоединительным местам взаимозаменяемы, хотя конструктивно незначительно отличаются друг от друга. В отличие от компрессора размерностью 72x38 мм компрессор типа 60.113 имеет игольчатый подшипник в соединении шатуна с шейкой коленвала, головка крепится к цилиндру болтами и изменен механизм управления приводом.
Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое — выключен, горизонтальное правое — включен; а у компрессора 60.113 горизонтальное левое — включен, горизонтальное правое — выключен. Привод компрессора осуществляется от шестерни топливного насоса через подвижную промежуточную шестерню на шестерню коленчатого вала. Промежуточная шестерня, перемещаясь вдоль оси при помощи рычага включения, разъединяется с шестерней топливного насоса и отключает компрессор от двигателя, но при этом остается в зацеплении с шестерней коленчатого вала компрессора.
Шестерня коленчатого вала выполнена как одно целое с валом, размещенным в картере компрессора на двух шариковых подшипниках. Коленчатый вал через шатун и поршневой палец соединен с поршнем. При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя через соединительный патрубок и всасывающий клапан пластинчатого типа поступает в цилиндр компрессора.
При обратном перемещении поршня сжатый воздух через нагнетательный клапан и трубопроводы поступает в пневмосистему. Когда в ресивере давление достигает 7,0—7,4 кгс/см2 (0,7—0,74 МПа), срабатывает регулятор давления и отключает компрессор от ресивера. Отключенный от ресивера компрессор подает воздух в атмосферу через регулятор без противодавления и благодаря этому разгружается. При снижении давления в ресивере на 0,4—0,7 кгс/см2 (0,04—0,07 МПа) регулятор давления подключает компрессор и сжатый воздух снова поступает в ресивер. Трущиеся поверхности компрессора смазываются разбрызгиванием. Масло для смазки компрессора поступает от шестерен распределения двигателя. Дополнительно к втулке промежуточной шестерни через каналы в картере компрессора и оси подводится масло, скапливающееся в кармане картера.