Обслуживание двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус
Проверка уровня масла в картере дизельного двигателя Д-243
Проверьте уровень масла, установив трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус на ровной площадке и не ранее чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло полностью стечет в картер.
Для проверки уровня масла в картере двигателя Д-243 выполните следующее:
- извлеките масломер, протрите его начисто и вновь установите его на место до упора;
- извлеките масломер и определите уровень масла. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками масломера. Если необходимо, долейте масло до нужного уровня через горловину, сняв крышку.
- установите на место крышку.
Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения МТЗ-82-1/80-1 Беларус контролируйте по заполненности расширительного бачка.
Для доступа к расширительному бачку откройте капот.
Количество ОЖ в расширительном бачке должно находиться на уровне от 20-30 мм от дна расширительного бачка до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
Если уровень ОЖ ниже, чем 20-30 мм от дна расширительного бачка, откройте пробку расширительного бачка и долейте ОЖ в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя дизеля Д-243
Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя.
Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть на уровне кольцевого пояска «А».
Долейте масло, если необходимо.
При наличии в масле грязи и воды, слейте загрязненное масло, промойте поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой канавки.
Проверьте систему на герметичность.
Проверка и регулировка натяжения ремня привода вентилятора системы охлаждения
Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала – шкив генератора, находится в пределах от 15 до 22 мм для дизельного двигателя Д-243 (Д-243С) при нажатии на него с усилием 40 Н.
Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора.
Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня.
Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.
Очистка ротора центробежного масляного фильтра дизеля Д-243
Очистку ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус производите одновременно с заменой масла в картере двигателя.
Для очистки ротора центробежного масляного фильтра выполните следующее:
- отверните гайку и снимите колпак;
- вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора, чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора, снимите стакан ротора;
- снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора;
- неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана ротора;
- очистите все детали, промойте их в моющем растворе и продуйте сжатым воздухом;
- соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом;
- совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора;
- гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор;
- ротор должен вращаться свободно, без заедания.
- установите колпак и затяните гайку моментом от 35 до 50 Нм.
Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243
Перед заменой масла прогрейте дизель до нормальной рабочей температуры (не менее 70° С), установите трактор МТЗ-82-1/80-1 Беларус на ровной площадке, заглушите и затормозите трактор стояночным тормозом.
Для замены масла в картере дизеля Д-243 выполните следующее:
- снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку;
- слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;
- установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину залейте свежее чистое моторное масло до верхней метки масломерного стержня;
- установите на место крышку заливной горловины;
- запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух минут;
- через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла масломерным стержнем;
- если необходимо, долейте масло в картер двигателя.
Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-243
Если на двигателе трактора установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:
- отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;
- отвернуть пробку в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, отстой сливать в специальную тару;
- затянуть пробки;
- заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).
Если на двигателе трактора установлен неразборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:
- отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;
- отвернуть пробку в нижней части фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива;
- затянуть пробки;
- заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).
Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами дизеля
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе Д-243/Д-243С (температура ОЖ и масла не более 60 С) должен быть: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0,25+−0,05 мм.
При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0.25-0,05 мм.
Регулировку производите в следующей последовательности:
- снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;
- проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Для регулировки зазора отпустите контргайку регулировочного винта на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.
После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.
Проверка и затяжка болтов крепления головки цилиндров
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите при прогретом дизельном двигателе Д-243 в следующем порядке:
- снимите колпак и крышку головки цилиндров;
- снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в нужной последовательности.
- момент затяжки болтов крепления головки цилиндров должен быть от 190 до 210 Нм;
- после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.
- установите на место колпак и крышку головки цилиндров.
Промывка фильтра грубой очистки топлива
Промывку фильтра грубой очистки топлива производите в следующей последовательности:
- закройте оба крана топливных баков;
- отверните гайки болтов крепления стакана;
- снимите стакан;
- выверните ключом отражатель с сеткой;
- снимите рассеиватель;
- промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.
Если на двигателе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива, для чего выполните следующее:
- закройте оба крана топливных баков;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса. Не допускайте пролива топлива, слив топлива производите только в специальную емкость;
- отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;
- извлеките из корпуса фильтрующий элемент;
- промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра;
- соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;
- заполните корпус фильтра топливом;
- установите крышку и крепежные гайки;
- удалите воздух из системы топливоподачи.
Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива
Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.
Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.
Снимите форсунки с двигателя Д-243 трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус, для чего выполните следующее:
- перед отсоединением или ослаблением любых частей топливной системы полностью очистите смежную рабочую поверхность;
- отверните гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от форсунок и топливного насоса;
- отверните четыре болта сливной магистрали и снимите сливной топливопровод. Выбракуйте уплотнительные медные шайбы (по две шайбы на каждый болт «банджо»);
- отверните болты крепления форсунок и снимите форсунки;
- отправьте форсунки для сервиса в мастерскую;
- установите проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки, выполнив указанные выше операции в обратной последовательности.
- прокачайте топливную систему.
Регулировка давления масла в системе смазывания двигателя Д-243
Постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе двигателя с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85-95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25-0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,6 МПа);
Если система смазывания исправна (соединения маслопроводов герметичны, предохранительный клапан в масляном фильтре исправен и пр.), но при работе на номинальных оборотах при нормальной рабочей температуре ОЖ давление в системе смазки либо постоянно превышает значение 0,35 МПа, либо постоянно ниже значения 0,25 МПа необходимо выполнить регулировку давления масла в системе смазывания двигателя.
Регулировку давления масла в системе смазывания производите следующим образом:
- отверните пробку, снимите прокладку;
- в канале корпуса масляного фильтра отверткой поверните регулировочную пробку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);
- установите прокладку и заверните пробку;
- при необходимости повторите вышеперечисленные действия по регулировке.