Ремонт двигателя ямз 238
Правила ремонта двигателя автомобиля ЯМЗ 238
Каждая операция ремонта двигателя ямз 238 должна выполнять инструментами и приспособлениями, предусмотренными технологическим процессом. Втулки, ролико- и шарикоподшипники должны выпрессовываться на прессе при помощи оправок или специальных съемников. Не разрешается нанесение ударов стальными молотками непосредственно по выпрессовываемым деталям.
Детали, соединенные сваркой или прессовой насадкой, разбираются только в тех случаях, когда это вызывает условиями ремонта. Вывертывать шпильки следует только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или узла, во время замены шпильки и детали.
Рис. 1 - Двигатель ЯМЗ-238:
1 - блок цилиндров, 2 - стартер, 3 - коробка передач, 4 - выпускной коллектор, 5 - головка цилиндров, 6 - водяная труба, 7 - воздушный фильтр, 8 - коробка термостата, 9 - фильтр тонкой очистки топлива, 10 - вентилятор, 11 - водяной насос.
При снятии отдельных деталей, узлов и агрегатов, а также при транспортировке не должно быть поломок и повреждений обрабатываемых поверхностей. Нельзя обезличивать пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплексно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, половины средней опоры, кулачкового вала насоса высокого давления (ТНВД), детали плунжерных пар и крышки оси рычага стартера, иглы распылителя форсунки, втулки и штоки подкачивающего насоса.
Для транспортировки двигателя, снятия и установки его на автомобиль или стенд для разборки рекомендуется использовать приспособление, изображенное на рисунке 2. Четыре крюка этого приспособления зацепляются за четыре рым-болта, ввернутых в передний и задний торцы обеих головок цилиндров. При транспортировке двигателя ЯМЗ-238 без КПП рым коромысла нужно установить в положение В, при транспортировке двигателя ЯМЗ-238 с КПП – положение Д.
Рис. 2 - Универсальное приспособление для транспортировки двигателей:
1 - рым, 2 - рама, 3 - заднее коромысло, 4 - кольцо, 5 - крюк, 6 - ось стопорной пластины, 7 - пружина, 8 - стопорная пластина, 9 - переднее коромысло; А, Б - положение коромысла; В, Г, Д, Е - положение рыма.
Рис. 3 - Поперечный разрез двигателя:
1 - блок цилиндров, 2 - стяжной болт крепления стартера, 3 - стартер, 4 - поршень, 5 - штанга толкателя клапана, 6 - гильза цилиндра, 7 - выпускной коллектор, 8 - головка цилиндров, 9 - форсунка, 10 - крышка головки цилиндров, 11 - отводящая топливная трубка, 12 - трубка высокого давления, 13 - топливный насос высокого давления, 14 - воздушный фильтр, 15 - соединительный патрубок впускных коллекторов, 16 - впускной коллектор, 17 - болт крепления оси коромысла клапана, 18 - коромысло клапана, 19 - впускной клапан, 20 - гайка крепления головки цилиндров, 21 - толкатель клапана, 22 - распределительный вал, 23 - заглушка блока цилиндров, 24 - шатун, 25 - коленчатый вал, 26 - дифференциальный клапан системы смазки, 27 - поддон блока цилиндров, 28 - масляный насос.
Разбираем двигатель в автомобиле ЯМЗ 238
Перед разборкой двигатель временно устанавливают на подставку, предохраняя поддон от повреждений, отвертывая болты крепления картера сцепления, поддерживая ее снизу, что бы не повредить ведомые диски сцепления или ведущий вал коробки, отвертывая болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимают нажимной диск с кожухом в сборе.
Отворачивать болты надо постепенно, ослабляя один за другим, так как в противном случае последние болты могут быть сорваны силой нажимных пружин.
Далее необходимо вынуть ведомый диск. У двухдисковых сцеплений ЯМЗ-238, ЯМЗ-238К следует снять также средний и передний ведомый диск. После этого необходимо отвернуть два стяжных болта 2 (рис 3) крепления стартера, снять стартер 3, генератор и компрессор пневмотормозов, отвернув болты, снять крыльчатку 10 (рис. 4) вентилятора, отвернуть стержень 17 и снять воздушный фильтр 16, снять четыре боковые заглушки 23 (см. рис. 3) по две с правой и левой стороны.
Рис. 4 - Продольный разрез двигателя ЯМЗ-236:
1 - масляный насос; 2 - шкив коленчатого вала; 3 - коленчатый вал; 4 - крышка шестерни распределения; 5 - упорный фланец распределительного вала; 6 - кронштейн передней опоры двигателя; 7 - шестерня привода ТНВД; 8 - корпус привода вентилятора; 9 - вал привода ТНВД; 10 - крыльчатка вентилятора; 11 - верхняя крышка блока; 12 - фильтр тонкой очистки топлива; 13 - полумуфта привода ТНВД; 14 - перепускная трубка водных термостатов; 15 - соединительная трубка водных термостатов; 16 - воздушный фильтр; 17 - стержень крепления воздушного фильтра; 18 - топливный насос высокого давления; 19 - толкатель клапана; 20 - ось толкателя; 21 - распределительный вал; 22 - маховик; 23 - блок цилиндров; 24 - болт крепления маховика; 25 - картер маховика; 26 - крышка коренного подшипника коленчатого вала.
Необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге