Техническое обслуживание коробки передач
Уровень масла в картере коробки передач должен совпадать с контрольным отверстием. Масло из картера коробки передач сливайте в горячем состоянии через два сливных отверстия, закрытые пробками 4. Внутри картера есть перегородка, поэтому для слива масла выверните обе пробки. После слива масла отверните болты и снимите крышку заборника масляного насоса, очистите и промойте сетку и магнит заборника, после чего крышку установите на место. При установке крышки заборника обратите внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Коробку передач промывайте индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799—75; 2,5—3 л
Его залейте в картер коробки, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустите двигатель на 7—8 минут, после чего остановите его, слейте промывочное масло и залейте свежее. Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и, как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смажьте применяемым в коробке передач маслом.
Через одно ТО-2 слейте отстой из механизма дистанционного переключения передач через отверстие, закрытое сливной пробкой 2.
При буксировке автомобиля и неработающем двигателе первичный и промежуточный валы коробки передач не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и. не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ спецканавок колеи синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач. Для проведения буксировки выключите сцепление и включите прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоедините коробку от трансмиссии. Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается.
Для предупреждения преждевременного износа трущихся пар рекомендуется перед пуском двигателя при температуре окружающей среды ниже — 30°С подогреть коробку передач. Если это не представляется возможным, то на время длительной остановки двигателя масло из картера слейте, а перед пуском двигателя это масло подогрейте и залейте в коробку через отверстие в верхней крышке.
Для плавного и легкого переключения передач и предохранения зубьев промежуточного вала и шестерни первой передачи и заднего хода от торцевого износа, а также предохранения колец синхронизаторов от износа правильно регулируйте сцепление и не допускайте его «ведения».
Маркирование и пломбирование
Модель двигателя, дата выпуска, год и месяц и его заводской номер выбиты на заводской табличке, закрепленной на верхней площадке блока цилиндров. На табличке нанесены модель двигателя и номер, состоящий из двух цифр месяца и двух цифр года выпуска, а также порядкового номера двигателя на текущий год. Кроме того, год выпуска (две цифры) и номер двигателя выбиты сверху на площадке левого блока цилиндров в задней части двигателя.
Модель топливного насоса высокого давления, его номер и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны. На заднем торце картера коробки передач выбиты модель коробки передач, заводской номер и дата выпуска (месяц и год).
На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются шесть пломб завода-изготовителя: на винтах крепления крышки корпуса топливного насоса высокого давления и крышки смотрового люка, на винте подрегулировки номинальной мощности, болте ограничения максимального скоростного режима, на винте-ограничителе мощности на обкаточный период и втулке винта-ограничителя. Креме того, пломбируются винты крепления крышек правой и левой головок цилиндров. Пломба винта-ограничителя мощности снимаемся по окончании периода обкатки, как указано в разделе «Обкатка нового двигателя».
Пломбы на крышки головок цилиндров устанавливаются заводом только на период транспортировки и могут быть сняты автохозяйством в начальный период эксплуатации.
Снятие остальных пломб категорически воспрещается.
Моменты затяжки основных резьбовых соединении, Н•м (кгс•м)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
вертикальные 430—470 (43—47)
горизонтальные 100—120 (10—12)
Болты крепления крышек шатунов 200—220 (20—22)
Болты крепления картера маховика 100-125 (10—12,5)
Болты крепления маховика 200—220 (20—22)
Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя 90—110 (9—11)
Болты крепления верхней крышки блока цилиндров 25-32 (2,5—3,2)
Гайки шпилек крепления головки цилиндров:
в холодном состоянии 220—240 (22—24)
в горячем состоянии 240—260 (24—26)
Болты крепления стоек осей коромысел 120—150 (12—15)
Гайки скоб крепления форсунок 50—62 (5—6,2)
Гайка крепления муфты опережения впрыска 100—120 (10—12)
Штуцеры топливного насоса высокого давления 100—120 (10—12)
Гайки распылителей форсунок 70—80 (7—8)
Штуцер форсунки 8—10 (8—10)
Гайка крепления шестерни распределительного вала 270—300 (27—30)
Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса 140-180 (14—18)
Гайка крепления ступицы шкива водяного насоса 36—50 (3,6—5)
Гайка оси шкива натяжного устройства привода компрессора пневмотормозов 120—150 (12—15)
Гайка болта-натяжнтеля натяжного устройства привода компрессора 10—20 (1—2)
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач 140—160 (14—16)
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика 70—80 (7—8)
Зазоры и сборочные размеры в сопряжениях основных деталей, мм
Наибольший диаметр юбки поршня — отверстие в гильзе цилиндра 0,19 —0,21
Осевой зазор в упорном. подшипнике коленчатого вала 0,080—0,305
Щека коленчатого вала — торец шатуна 0,15 —0,57
Осевой люфт распределительного вала 0,06 —0,21
Шейка коленчатого вала — коренной вкладыш 0,096—0,146
Шейка коленчатого вала — шатунный вкладыш 0,076-0,126
Поршневой палец — верхняя головка шатуна 0,03»—0,048
Замок поршневого кольца в калибре 0 130 мм 0,45-0,65 /
Выступание бурта гильзы над плоскостью блока цилиндров 0 065—0,165
Опорная шейка распределительного вала — отверстие во втулке 0065-0,135
Осевой люфт кулачкового вала топливного насоса высокого давления 0,01 —0,07
Окружные зазоры в зацеплении шестерен распределения и привода агрегатов 0,09 —0.22
Окружной зазор в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса 0,25 —0,37