Техническое обслуживание привода рулевого механизма МТЗ-82
Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической проверке затяжки резьбовых соединений.
Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе производите регулировку рулевой колонки МТЗ-82 следующим образом:
- снимите крышку 5 (рис. 1);
- ослабьте зажим 4 и снимите рулевое колесо 6;
- ослабьте контргайку 3;
- завинтите гайку 2 до соприкосновения со втулкой 1 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;
- отвинтите гайку 2 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 3.
- установите рулевое колесо 6, отрегулировав его положение по высоте.
Промывка сливного масляного фильтра ГУР МТЗ-82 Беларус
Для промывки масляного фильтра выполните следующее (рис.62):
- поднимите облицовку;
- отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;
- вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;
- промойте фильтр в моющем растворе;
- подтяните гайку 8 поворотного вала;
- установите фильтр и проделайте операции в последовательности, обратной разборке;
- одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего: ослабьте контргайку 1 и завинтите регулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой 1.
Заливка, проверка уровня и замена масла
Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки.
Категорически запрещается работа трактора Беларус МТЗ-82, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис. 2). При замене масла промойте заливной фильтр.
После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.
Регулировка управления блокировкой дифференциала заднего моста (тракторы МТЗ-82 с ГУР)
Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала правильно отрегулируйте взаимное положение рукоятки и крана датчика блокировки, для чего:
- свободный конец троса 2 закрепите в фиксаторе винтом 3, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5-10 мм, не более;
- установите рукоятку 4 в положение I. Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 3;
- второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.
Для проверки правильности регулировки установите рукоятку в положение II, при этом риска на кране 1 должна совпадать с риской "вкл." на крышке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.
Неисправности рулевого управления МТЗ-82 Беларус
Рулевое управление МТЗ-82 с ГУР
"Тяжелое" рулевое управление
Пенообразование масла в системе усилителя из-за:
- недостаточного количества масла в корпусе усилителя - Проверьте уровень масла, при необходимости долейте до требуемого уровня.
- проникновения воздуха в систему - Проверьте всасывающую магистраль и устраните негерметичность.
Нарушена регулировка предохранительного клапана - Отрегулируйте клапан.
Повышенная утечка масла в насосе - Замените насос.
Заедание в зацеплении "червяк-сектор" - Отрегулируйте зацепление.
Повышенная вибрация рулевого колеса - Отрегулируйте.
Повышенная неустойчивость передних колес
Ослаблена затяжка гайки червяка - Отрегулируйте гайку.
Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах рулевых тяг, нарушена сходимость передних колес - Отрегулируйте.
Ослаблена затяжка гаек крепления сошки сектора или поворотных рычагов - Затяните гайки.
Увеличенное осевое перемещение поворотного вала - Отрегулируйте.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса (более 25°)
Увеличен зазор в зацеплении "червяк-сектор" - Отрегулируйте зазор.
Повышенный люфт в карданных соединениях привода рулевого колеса - Замените изношенные детали.
Ослаблена затяжка гайки червяка - Отрегулируйте.
Гидрообъемное рулевое управление МТЗ-82 (ГОРУ)
Повышенное усилие на рулевом колесе
Недостаточное давление масла в гидросистеме ГОРУ. Неисправен питающий насос - Направьте в ремонт или замените насос.
Недостаточное количество масла в маслобаке - Долейте масло.
Подклинивание шлицевого хвостовика кардана рулевой колонки в приводном валу насоса-дозатора - Определите места подклинивания и устраните.
Повышенное трение между механическими деталями рулевой колонки или редуктора ПВМ - Устраните.
Отсутствие упора при вращении рулевого колеса
Недостаточное количество масла в баке - Долейте и прокачайте систему.
Изношены уплотнения цилиндра поворота - Замените.
Самопроизвольное вращение рулевого колеса при снятии с него воздействия оператора
Невозвращение золотника насоса-дозатора в "нейтраль".
- подклинивание шлицевого хвостовика кардана рулевой колонки в приводном валу насоса-дозатора - Определите место подклинивания и устраните.
- повышенное трение между механическими деталями рулевой колонки - Устраните.
Несоответствие поворота направляющих колес направлению вращения рулевого колеса
Неправильное подсоединение цилиндровых выводов насоса-дозатора к цилиндру поворота - Измените подсоединение.
Параметры регулировки рулевого управления МТЗ-82
Сходимость передних колес, мм - 0-8
Свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле, не более, град - 25
Давление масла в гидроусилителе руля, ограничиваемое предохранительным клапаном, кгс/см2 (МПа) - 90 ± 5 (9,0 ± 0,5) 100 ±5 (10 ±0,5) для МТЗ-82Р
Зазор между упором и торцом рейки гидроусилителя (регулируется прокладками), мм - 0,1 -0,3
Осевой зазор в подшипниках направляющих колес, мм - 0,08 - 0,2
Момент затяжки:
- гаек крепления задних колес, КГС/М (Нм) - 56-62 (560-620)
- сферической гайки червяка гидроусилителя (для шплинтовки допускается после затяжки отвернуть гайку на 1/12-1/10 оборота) - 2(20)
- гайки крепления сошки гидроусилителя руля - 28 - 32 (280 - 320)
- стяжных болтов крепления крышки и корпуса гидроцилиндра ГУР - 6(60)
- гаек передних колес - 20-25 (200-250)
- гаек крепления дисков к ободьям передних колес - 18-24 (180-240)