Тормоза трактора МТЗ-320
Минитрактор МТЗ-320 Беларус оборудован дисковыми тормозами, работающими в масле. Тормоза установлены в корпусах 4, 9 (рис. 1) на полуосевых шестернях дифференциала между корпусом заднего моста и конечными передачами.
Тормоз состоит из ведущих 5, нажимных 6 и промежуточных 8 дисков. Для регулировки зазоров между дисками по мере износа накладок между корпусами тормозов и рукавами конечных передач установлены прокладки 1, 3.
Рис. 1 - Тормоз трактора МТЗ-320 Беларус
1, 3 – прокладка; 2 – пружина; 4, 9 – корпус; 5 – диск ведущий; 6 – диск нажимной; 7 – шарик; 8 – диск промежуточный.
Управление тормозами
Управление тормозами механическое, раздельное на правый и левый тормоз. При необходимости возможно блокирование правого и левого тормоза.
При нажатии на педали тормозов усилие через систему рычагов и тяг передается на нажимные диски 6 (рис. 1), которые под воздействием усилия проворачиваются навстречу один другому, при этом шарики 7, перемещаясь по профильным канавкам, раздвигают диски 6, затормаживая ведущие диски 5 и связанные с ними (через конечные передачи) задние колеса трактора.
Правая педаль тормоза связана с тормозным краном пневмопривода тормозов прицепа.
Рис. 2 - Управление тормозами МТЗ-320.4 Беларус
1 – гайка; 2, 3 – болт; 4 – шайба; 5 – шайба сферическая; 6 – пластина; 7 – уплотнитель; 8 – рычаг; 9 – шпонка; 10 – пластина; 11 – пружина; 12 – валик; 13 – кольцо; 14 – крючок; 15 – шплинт; 16 – рычаг; 17 – рычаг; 18 – шайба; 19 – рычаг; 20 – шплинт; 21 – ось; 22 – шайба; 23 – рычаг правый; 24 – рычаг левый; 25, 26 – чехол; 27 – педаль правая; 28 – педаль левая; 29 – планка
Стояночно-запасной тормоз
В качестве стояночно-запасного тормоза на тракторах МТЗ-320 Беларус используются основные тормоза с дополнительным ручным механизмом управления (рис. 3).
Ручное управление тормозами состоит из рычага 4 с механизмом управления, защелки 2, зубчатого сектора 1, а также регулируемой по длине тяги 9.
Для торможения минитрактора при стоянке, а также для кратковременного торможения при неисправности основного управления тормозами, следует потянуть на себя (вверх) рычаг 4 и зафиксировать на секторе 1, при этом приводятся в действие оба тормоза трактора и кран управления пневмоприводом тормозов прицепа.
Включение стояночного тормоза сигнализируется контрольной лампой на щитке приборов.
Рис. 3 - Управление стояночно-запасным тормозом
1 – сектор; 2 – защелка; 3 – тяга; 4 – рычаг; 5 – рукоятка; 6 – шайба; 7 – пружина; 8 – кнопка; 9 – тяга; 10 – гайка; 11 – муфта; 12 – гайка; 13 – вилка; 14 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
Проверка хода педалей тормозов
Рис. 4
Полный ход сблокированных педалей тормозов должен быть в пределах 85-95 мм при нажатии на них с усилием 12 кгс.
В процессе эксплуатации по мере износа тормозных дисков допускается увеличение свободного хода педалей до 120 мм.
Регулировку управления тормозами МТЗ-320 Беларус производите в следующем порядке:
- расшплинтуйте и выньте палец 4, отсоедините тягу 7 управления краном 8 пневмопривода тормозов прицепа;
- отверните контргайки 1;
- выворачивая или заворачивая болты 2, отрегулируйте полный ход правой педали в пределах 85-95 мм, а ход левой педали на 5-10 мм меньше. Затяните контргайки 1 и проверьте работу тормозов в движении. Разность начала торможения правого и левого задних колес при сблокированных педалях на сухом асфальте должна быть не более 1 м (по отпечаткам), а тормозной путь при этих условиях не более 6 м при скорости начала торможения 20 км/ч. При необходимости произведите дополнительную регулировку болтами 2;
- если с помощью болтов 2 не удается обеспечить регулировку, то следует убрать одну или две прокладки 10 между корпусами 11 тормозов и рукавами 9;
- ослабьте контргайку 6 и, вворачивая или выворачивая вилку 5, отрегулируйте длину тяги 7 до совпадения отверстия под палец 4 в вилке 5 и рычаге 3. Соедините тягу 7 с рычагом 3 с помощью пальца 4 и зашплинтуйте палец.
- затяните контргайку 6.
Рис. 5
Проверка и регулировка управления стояночно-запасным тормозом
При перемещении рукоятки рычага 3 вверх (на себя) с усилием (180-200) Н, (8-20) кгс фиксатор должен устанавливаться на 1-ый или 2-ой зуб сектора 12 и надежно фиксировать рычаг в этом положении.
Оба задних колеса при этом должны быть заторможены.
Регулировку управления стояночно-запасным тормозом МТЗ-320.4 Беларус производите в следующем порядке:
- проверьте и при необходимости отрегулируйте полный ход педалей тормозов;
- установите рычаг 3 в крайнее нижнее положение;
- ослабьте затяжку гаек 4, 9, 11 отверните на 3-4 оборота болт 2;
- вращая муфту 10, установите длину тяги 1 так, чтобы верхняя кромка паза в вилке 8 касалась пальца 7;
- заверните болт 2 до упирания его в рычаг 5;
- затяните гайки 4, 9, 11.
Пневмопривод тормозов прицепа
Пневмопривод минитрактора МТЗ-320 Беларус обеспечивает управление тормозами прицепа и сельскохозяйственных машин, оборудованных пневматическим приводом, а также накачку шин. Схема пневмопривода показана на рис. 6
Рис. 6 - Пневмопривод тормозов прицепа
1 – фильтр; 2 – компрессор; 3 – влагоотделитель; 4 – регулятор давления воздуха; 5 – указатель давления воздуха; 6 – сигнальная лампа аварийного давления воздуха; 7 – клапан удаления конденсата; 8 – баллон; 9 – соединительная головка; 10 – магистраль управления; 11 – датчик аварийного давления воздуха; 12 – датчик давления воздуха; 13 – тормозной кран
Забор воздуха в компрессор 2 осуществляется через фильтр 1. В компрессоре 2 воздух сжимается и через влагоотделитель 3, регулятор давления 4 подается в баллон 8, из которого воздух поступает к тормозному крану 13.
При ненажатых педалях тормозов воздух через тормозной кран 13 и магистраль управления 10 поступает к соединительной головке 9 и далее в пневмопривод тормозов прицепа.
При нажатии на педали тормозов трактора МТЗ-320 Беларус сжатый воздух через тормозной кран выходит из магистрали управления в атмосферу.
На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из баллона прицепа в тормозные камеры и прицеп затормаживается.
Контроль давления воздуха в баллоне 8 осуществляется указателем давления воздуха 5 и сигнальной лампой аварийного давления воздуха красного цвета 6 в блоке контрольных ламп, датчиками давления воздуха 12 и аварийного давления воздуха 11.
Регулировка давления воздуха в баллоне производится вращением болта «в».
Регулировка давления воздуха в магистрали управления 10 производится вращением контргайки, расположенной под резиновым чехлом «г» тормозного крана 13.
Соединительная головка 9 - клапанного типа. Клапан предотвращает выход сжатого воздуха при пользовании пневмоприводом без прицепа (при накачке шин).
Управление тормозами прицепа осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое. Непосредственное управление осуществляется снижением давления в магистрали управления 10 при торможении трактора. При этом подача сжатого воздуха в пневмопривод прицепа прекращается.
Автоматическое управление тормозами прицепа осуществляется при аварийном отсоединении прицепа от трактора МТЗ-320.4 Беларус в результате падения давления до нуля в соединительной магистрали прицепа.
Для удаления конденсата из баллона 8 предусмотрен клапан 7. Удаление конденсата из баллона 8 производится отклонением толкателя клапана 7 в сторону и вверх.
Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится от влагоотделителя 3. Для чего предварительно удалите конденсат из влагоотделителя 3, отвернув болт «а» на корпусе, а затем отверните барашковую гайку «б» и присоедините шланг для накачки шин.
Регулятор давления имеет отверстие для выпуска воздуха из баллона после переключения регулятором компрессора на разгрузку для исключения замерзания клапанов регулятора давления в зимний период.
Прежде чем соединить или разъединить пневматические магистрали минитрактора и прицепа, включите стояночный тормоз, что облегчит их соединение.
Обслуживание фильтра влагоотделителя пневмопривода
- Отверните барашковую гайку, а также гайку и снимите кожух фильтра;
- Выньте фильтр, промойте его и продуйте сжатым воздухом.
- Очистите и промойте кожух.
- Установите на место фильтр, кожух, закрепите их гайкой. Заверните барашковую гайку.
Неисправности пневмосистемы МТЗ-320 Беларус
Низкое (недостаточное) давление воздуха в баллоне, давление медленно нарастает. Давление быстро падает при остановке дизеля.
Утечка воздуха в пневмоприводе - Выявите места утечек и устраните.
Недостаточное натяжение ремня привода компрессора - Отрегулируйте.
Неисправен компрессор - Снимите и отправьте в мастерскую.
Неисправен регулятор давления - Снимите и отправьте в мастерскую.
Давление воздуха в баллоне быстро снижается при нажатии на педали тормозов
Неисправен тормозной кран - Снимите и отправьте в мастерскую.
Выброс масла в пневмопривод, уровень масла в компрессоре быстро снижается
Неисправен компрессор - Снимите и отправьте в мастерскую.
Нет отбора воздуха для накачки шин
Недостаточно навернута гайка шланга для накачки шин на штуцер влагоотделителя - Наверните полностью гайку шланга на штуцер.
Тормоза прицепа действуют неэффективно, медленно отпускаются
Недостаточное давление воздуха в пневмоприводе - Проверьте и устраните выявленные дефекты.
Разрегулирован привод тормозного крана - Отрегулируйте.
Разрегулирован тормозной кран - Снимите кран и отправьте в специализированную мастерскую.
Неисправна тормозная система прицепа - Устраните неисправность.