Управление и приборы трактора МТЗ-1221
1 - Выключатель аварийной световой сигнализации, 2 - Рулевое колесо, 2а - Переключатель подрулевой, 3 - Комбинация приборов, 4 - Блоки контрольных ламп, 5 - Тахоспидометр электрический, 6 - Панель для установки радиооборудования, 7 - Рециркуляционные заслонки, 8 - Выключатель стеклоочистителя переднего стекла, 9 - Выключатель вентилятора и отопителя кабины, 10 - Выключатель задних рабочих фар, 11 - Выключатель передних рабочих фар, 12 - Выключатель фонарей знака «Автопоезд», 13 - Включатель плафона кабины, 14 - Пульт программирования тахоспидометра (5), 15 - Рычаг управления правыми задними выводами гидросистемы, 16 - Рычаг управления правыми боковыми выводами гидросистемы, 17 - Рычаг управления левыми задними выводами гидросистемы, 18 - Выключатель стартера и приборов, 19 - Заглушка, 20 - Заглушка. Для трактора 1221В.2 выключатель «массы», 21 - Педаль управления подачей топлива, 22 - Педаль тормоза правая, 23 - Педаль тормоза левая, 24 - Рукоятка фиксации наклона рулевой колонки, 25 - Рукоятка останова двигателя (при комплектовании двигателя двухрычажным топливным насосом «Моторпал» (Чехия) или ОАО «ЯЗДА» (Россия), 26 - Педаль сцепления, 27 - Переключатель стеклоомывателя, 28 - Переключатель света, 29 - Выключатель кондиционера и регулировка хладопроизводительности (если установлен кондиционер), 30 - Переключатель регулировки расхода воздуха (если установлен кондиционер), 31 - Рычаг переключения передач КПП, 32 - Рычаг управления ВОМ, 33 - Рычаг управления подачей топлива, 34 - Пульт управления ПВМ и блокировкой дифференциала заднего моста, 35 - Рычаг позиционного регулирования, 36 - Рычаг силового регулирования, 37 - Ограничитель хода рычага позиционного регулирования, 38 - Выключатель «массы», 39 - Рычаг переключения ВОМ (независимый - синхронный), 40 - Рычаг переключения диапазонов КП, 41 - Рычаг стояночного тормоза.
Диагностика и устранение неисправностей тахоспидометра
Нет подсветки прибора: проверьте подвод питания к выводу девятиконтактной колодки прибора - проверьте исправность ламп подсветки.
«Дергание и скачки» по круговой шкале стрелки указателя частоты вращения двигателя - плохой контакт на клемме генератора и, как следствие, плохой сигнал с фазной обмотки генератора. Устраните.
«Дергание» стрелки и занижение показания частоты вращения двигателя - проверьте и отрегулируйте натяжение приводного ремня генератора.
Завышенные или заниженные показания частоты вращения двигателя и частоты вращения ВОМ (при нормальном перемещении стрелки) – проверьте правильность программирования прибора по модели двигателя (параметр «D»);
Счетчик астрономического времени работы двигателя не осуществляет накопление времени работы - проверьте подсоединения провода к контакту колодки прибора и наличие частотного сигнала от фазной обмотки генератора.
Завышенные или заниженные показания скорости трактора Беларус МТЗ-1221 - проверьте:
- проверьте правильность программирования прибора по радиусу качения задних колес (Rk);
- проверьте правильность программирования по числу зубьев шестерни полуоси (Z).
Нет показаний скорости движения трактора - проверьте наличие сигналов от обоих датчиков скорости (BV1, BV2).
На индикаторе прибора появляются показания «02…07» км/ч при движении трактора:
- появляются цифры «02…07», а через 12 секунд цифра «0» с правой стороны шкалы - нет сигнала с правого датчика скорости (BV1).
- появляются цифры «02…07» и затем цифра «0» с левой стороны шкалы - нет сигнала с левого датчика скорости (BV2).
Диагностика и устранение неисправностей индикатора
Диагностика неисправностей по пунктам 1-3, 5 аналогична диагностике тахоспидометра;
Завышенные или заниженные показания частоты вращения двигателя и частоты вращения ВОМ (при нормальном перемещении стрелки): Проверьте правильность программирования прибора по передаточному отношению привода генератора (параметр «К2»);
Завышенные или заниженные показания скорости трактора Беларус МТЗ-1221.2:
Проверьте правильность программирования прибора по радиусу качения задних колес (R);
Проверьте правильность программирования по числу зубьев шестерни полуоси (Z1);
Проверьте правильность программирования передаточного отношения колесного редуктора (К1).
Нет показаний скорости движения трактора: Проверьте наличие сигналов от обоих датчиков скорости (BV1, BV2).
Сигнализация работы датчиков скорости при отсутствии сигнала от одного из них:
- при отсутствии сигнала с датчика скорости правого колеса (BV1) не более чем через 12 с после начала движения, с правой стороны цифрового индикатора выводится символ - проверить подключение и работоспособность датчика скорости правого колеса;
- при отсутствии сигнала с датчика скорости левого колеса скорости (BV2) не более чем через 12 с после начала движения, с левой стороны цифрового индикатора выводится символ - проверить подключение и работоспособность датчика скорости левого колеса.
Принцип работы индикатора оборотов ВОМ МТЗ-1221:
- при отсутствии датчика оборотов ВОМ после запуска двигателя (при поступлении сигнала с фазной обмотки генератора) одновременно засвечиваются обозначения шкал «540» и «1000» сигнализатор диапазона шкал HG11, HG12.
- Индикация сегментов шкалы ВОМ (с учетом выбранного значения коэффициента «KV2») происходит при достижении расчетной частоты ВОМ равной 750 (об/мин).
- Для информации: индикация сегментов шкалы ВОМ происходит при достижении частоты оборотов двигателя 1400-1500 (об/мин) и выше.
Установка и регулировка датчиков скорости (BV1, BV2)
Датчики скорости прикреплены болтами к крышке корпуса заднего моста в зоне левой и правой бортовых шестерен конечных передач.
Регулировку зазора между торцом датчика и выступом зуба бортовой шестерни производится с помощью прокладок следующим образом:
- замерьте размер от поверхности крышки до выступа зуба;
- подберите и установите требуемое число прокладок для установки зазора, соответствующего замеренной величине;
- установите провод «массы» и затяните болты.
Комбинация приборов МТЗ-1221 Беларус
Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя (с сигнальной лампой аварийной температуры)
Шкала указателя имеет три зоны:
- рабочая – 80 - 100° С — зеленый цвет;
- зона прогрева двигателя - 40 - 60° С — желтый цвет;
- не рабочая (перегрев) – 100 - 120° С — красный цвет.
Указатель напряжения (с сигнальной лампой зарядки дополнительной АКБ)
Показывает напряжение АКБ при неработающем двигателе, когда ключ выключателя стартера находится в положении «I».
При работающем двигателе указатель напряжения показывает напряжение на клеммах генератора.
Указатель давления масла в двигателе (с сигнальной лампой аварийного давления)
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 1,0 – 5,0 кгс/см2;
— нерабочие — 0,0 – 1,0 и 5,0 – 6,0 кгс/см2.
Указатель давления воздуха в пневмосистеме (с сигнальной лампой аварийного давления)
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 5,0 – 8,0 кгс/см2;
— нерабочие — 0,0 – 5,0 и 8,0 – 10,0 кгс/см2.
Указатель давления масла в КПП (без сигнальной лампы)
Указатель показывает давление масла в системе смазки КПП и в гидроуправляемой муфте привода ПВМ.
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 8,0 – 15,0 кгс/см2;
— нерабочие — 4,0 – 8,0 и 15,0 – 18,0 кгс/см2.
Нормальные показания — 9…12 кгс/см2.
Указатель уровня топлива в баке (с сигнальной лампой резервного уровня)
Прибор имеет четыре деления: 0 – 1/4 – 1/2 – 3/4 – 1.
Диагностика и устранение неисправностей комбинации приборов Беларус МТЗ-1221
Нет подсветки шкал прибора при включении центрального переключателя света SA10: Проверьте наличие напряжения питания на клемме «1» колодки «Х1» (к выключателю подсветки прибора) и на клемме «9» (к источнику питания «+ 12 V»).
Если нет напряжения, устраните обрыв в цепи. При наличии напряжения:
- Проверьте состояние ламп подсветки и, если необходимо, замените.
- Указатель температуры, работает в комбинации с терморезисторным датчиком температуры (ВК1) типа (ДУТЖ- 02М, диапазон сопротивления 243…22,5 Ом).
Стрелка указателя температуры переходит за конечную отметку шкалы:
- Обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» 12В АКБ);
- Обрыв провода к клемме «2» колодки «Х1» («–» источника питания);
- Если обрыва нет, неисправен указатель температуры.
Стрелка указателя температуры перед начальным делением шкалы:
- Обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» 12В АКБ);
- Обрыв провода к клемме «8» колодки «Х1» (к датчику температуры ВК1);
- Неисправность датчика температуры;
- Неисправность указателя температуры.
Указатели давления Беларус МТЗ-1221: масла в двигателе, воздуха в пневмосистеме, масла в КПП работают с датчиками реостатного типа (10…184 Ом), соответственно типа ДД-6М (ВР1), ДД-10-01М (ВР2) и ДД-20М (ВР3).
Стрелка указателя устанавливается перед начальным делением шкалы:
- Обрыв провода к клемме «2» колодки «Х1» («–» источника питания);
- Обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» источника питания);
- Если обрыва нет, неисправен указатель давления.
Стрелка указателя переходит за конечное деление шкалы:
- Обрыв проводов к клеммам «5», колодки «Х1», к клеммам «4», «7» колодки «Х2» или короткое замыкание внутри указателя;
- Неисправен один из датчиков давления указатель давления.
- Указатель уровня топлива.
Работает с реостатным датчиком (BN1) типа (ДУМП-21М (320…0 Ом), установленным в топливном баке.
Контрольные индикаторы щитка приборов (щиток 826-3805010)
1-Индикатор резервный (зеленого цвета), 2-Индикатор резервный (зеленого цвета), 3-Индикатор резервный (красного цвета), 4- Аварийное давление масла в ГОРУ. Индикатор (красного цвета) загорается при давлении масла в системе питания ГОРУ ниже допустимого, 5- Засоренность воздушного фильтра (оранжевого цвета). Индикатор загорается когда, превышен максимально допустимый уровень засоренности фильтра и необходима его очистка, 6- Индикатор резервный (синего цвета), 7- Индикатор блокировки дифференциала заднего моста (зеленого цвета). Индикатор загорается при включении БД, 8- Контрольный индикатор свечей накаливания (оранжевого цвета), 9- Индикатор резервный (красного цвета), 10-Индикатор резервный (красного цвета)
Реверсивный пост управления Беларус МТЗ-1221 В.2
Тракторы оборудуются реверсивным постом управления с целью расширения возможностей агрегатирования с фронтально-навешиваемыми сельскохозяйственными машинами.
Элементы реверсного управления трактора Беларус МТЗ-1221.2:
- дополнительная задняя рулевая колонка с насосом-дозатором;
- дублированные педальные приводы управления муфтой сцепления, тормозами, подачей топлива;
- механизм реверсирования сиденья;
- дополнительные кнопка звукового сигнала и сигнализатор аварийных режимов работы двигателя.
Рис.4 - Органы управления реверсивного поста
Дополнительные органы управления установлены в задней части кабины, их расположение показано на рисунке справа:
1 - педаль сцепления. При нажатии на педаль сцепление выключается. При снятии ноги с педали сцепление включается.
2 – рулевое колесо поворота трактора (переставляется с рулевой колонки прямого хода (9)).
3 – педаль тормозов. Нажатием ноги на педаль включаются оба тормоза трактора и пневмопривод тормозов прицепа.
4 – педаль управления подачей топлива. При нажатии на педаль подача топлива увеличивается.
5 – кнопка звукового сигнала.
6 – рычаг управления подачей топлива. Крайнее заднее (на реверсе) положение соответствует максимальной подаче топлива, крайнее переднее – остановке двигателя.
7 – рычаг переключения диапазонов КПП.
8 – рычаг переключения передач КПП
9 – рулевая колонка переднего хода.
Для работы на реверсе выполните следующие операции:
- сблокируйте педали тормозов прямого хода;
- переставьте рулевое колесо на дополнительную рулевую колонку. Для этого отверните маховичек фиксации рулевого колеса, переставьте рулевое колесо и зафиксируйте его на требуемой высоте;
- установите реверсивное сиденье для работы на реверсе;
- установите кран переключения ГОРУ в положение «реверс»